Новости
СВО и интеграция: мониторинг экспертных оценок (30 января – 5 февраля 2023)
Фото: РИА Новости
В данном обзоре представлены публикации и оценки экспертов, членов президиума, научного совета и дирекции Ассоциации внешнеполитических исследований по актуальным событиям в рамках специальной военной операции России на Украине и интеграционной повестки 30 января – 5 февраля 2023.
Специальная военная операция на Украине
На прошедшей неделе, выступая в Волгограде на концерте в честь годовщины Сталинградской битвы, президент Владимир Путин сказал, что России снова угрожают немецкими танками. «Мы вновь и вновь вынуждены давать отпор агрессии коллективного Запада. Невероятно – невероятно, но факт: нам снова угрожают немецкими танками Leopard, на борту которых – кресты, и вновь собираются воевать с Россией на земле Украины руками последышей Гитлера, руками бандеровцев», – заявил президент.
Главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич считает, что Россия должна объявить НАТО стороной конфликта на Украине. «Россия должна, взвесив все последствия, громко и четко объявить НАТО воюющей стороной в конфликте на Украине… Лучше это сделать сейчас, пока противник не консолидировал силы для броска на Россию», – считает эксперт. Он считает, что на Западе уже полтора года идет дискуссия о совместном нападении НАТО на Россию. Более того, существуют открытые сценарии нападения на Россию. «Понятно, что они лежат в сейфах, внутри которых есть еще один сейф и так далее. Но в открытой печати от Таллина до Лиссабона с улыбкой экспертами обсуждается план коллективного удара НАТО по России. И в Вильнюсе могут принять на эту тему какие-то конкретные решения», — заявил Николай Межевич.
Председатель правления республиканского государственно-общественного объединения «Знание» Вадим Гигин обратил внимание на то, что уже трудно скрывать потери в украинском кризисе. «О потерях говорят и многие заметные фигуры киевского режима. Например, тот же Юрий Луценко, бывший генеральный прокурор, говорит о катастрофических потерях. Недавно выступил с заявлением о жертвах просто уничтожения одной из бригад полтавской теробороны Игорь Мосийчук, депутат Верховной рады», – уточняет эксперт.
Политолог также отметил, что бои под Бахмутом (Артемовском), можно назвать «великой битвой ЧВК». «Некоторые люди говорят: Соледар, небольшой городок. Да и Бахмут. Суть же не в том, какой город, а какую военно-оперативную задачу решают в этом месте. Под Бахмутом и Соледаром были сорваны планы по развитию стратегического успеха. То есть был оперативный успех на изюмско-балаклейском направлении у ВСУ. Затем на херсонском направлении, когда было принято решение проводить стратегическую оборону до накопления сил российскими Вооруженными силами по водным преградам, прежде всего по Днепру. Тяжелое решение. Тем не менее оно было принято. Это был оперативный успех украинских войск. Они могли развить его стратегически, если бы начали наступление, как они хотели. Кременная – Сватово, это луганское направление. Тут и политически. Вся Луганская Народная Республика контролировалась полностью уже Россией. Выход на дальние подступы к Луганску был бы. Или же прорыв на запорожском направлении в сторону Мелитополя и Бердянска. Этот план удалось сорвать за счет того, что Россия овладела стратегической инициативой», – объяснил Гигин.
По мнению эксперта, Россия «навязала киевской стороне, режиму Зеленского, бои в том месте, где это было необходимо (Бахмут, Соледар), выбила многие боеспособные части». «Сейчас принципиальный вопрос – где Россия нанесет главный удар», – заключил он.
Роль восточноевропейских стран в украинском кризисе
На прошедшей неделе выступая в Риге президент Польши Анджей Дуда заявил, что он «готов возродить железный занавес». «Я готов строить железный занавес до самого неба, лишь бы они держались подальше от нас», – подчеркнул Дуда. На фоне этих заявлений Николай Межевич предупредил, что Польшу вместе с Прибалтикой Запад постарается превратить в таран, который покатит в сторону России, как это было в середине XX с Германией, отметил он. «С точки зрения эффективности внутриполитических решений фашистский режим Германии казался очень силен. Поэтому мы обязаны присматриваться внимательно к нашим европейским соседям, потому что один хлопок — и авторитарные Эстония, Латвия, Литва, Польша оказываются в руках какого-нибудь польско-литовского Гитлера, которого никто не остановит», — заявил Николай Межевич.
Главный специалист Центра геополитических исследований Балтийского региона Балтийского федерального университета им. И. Канта Юрий Зверев отмечает, что власти Польши формируют новую 1-ую дивизию пехоты легионов имени маршала Юзефа Пилсудского на восточных рубежах страны. Военный эксперт отмечает, что несмотря на слово «пехотная» в названии, по факту дивизия будет механизированной. В ее состав войдут четыре общевойсковых бригады по четыре батальона каждая и артиллерийская бригада.
Эксперт отмечает, что 1-я дивизия пехоты легионов, в отличие от 16-й Поморской механизированной дивизии, получит не только южнокорейские танки K2, но и американские M1 Abrams. «Это вызывает вопросы, так как ранее считалось, что все танки M1 Abrams, получаемые по заключенным с США контрактам, поступят в 18-ю механизированную дивизию», – обращает внимание эксперт. «Получается, что либо Польша закупит дополнительные американские танки для новой дивизии, либо будет сокращено количество батальонов с этими танками в 18-й механизированной дивизии», – поясняет он. «Новая артиллерийская бригада 1-й дивизии, которой придается особое внимание с учетом опыта боевых действий на Украине, будет вооружена 155-мм самоходными гаубицами Krab и K9A1 Thunder, а также БПЛА Gladius», – добавляет Зверев.
Военный эксперт делает вывод, что рядом с Россией, особенно возле Калининградской области, и Беларусью формируется достаточно крупное соединение вооруженных сил Польши. «Варшава относится к недружественным государствам и входит в военный блок, который считает Россию «наиболее значительной и прямой угрозой безопасности государств-членов НАТО». Стоит напомнить, что в Калининградской области у России есть только одна мотострелковая дивизия, у Белоруссии в Западном оперативном командовании – две механизированные бригады. А Польша, которая уже имеет у западных границ Союзного государства две механизированные дивизии, с формированием новой дивизии будет иметь три таких соединения. Очевидно, что Москве и Минску приходится предпринимать необходимые меры в ответ на милитаризацию Польши в целом и ее восточных регионов в частности», – считает Зверев.
Усиление потенциала Союзного государства
На прошедшей неделе Министерство обороны Беларуси проинформировало о том, что белорусские военнослужащие приступили к полной самостоятельной эксплуатации ОТРК «Искандер». Это решение прокомментировал Вадим Гигин. «Беларусь давно ставила перед нашими российскими союзниками вопрос о снабжении белорусской армии новейшим вооружением. Помним, как долго шел разговор об С-400, камовских вертолетах и вертолетах типа Ми-28, а также «Искандерах». Но переговоры шли тяжело. 2022 год многое поменял. Стало очевидно, что необходимо усиливать нашу группировку, это в интересах прежде всего национальной безопасности Беларуси… Задача вооруженных сил такой относительно небольшой страны, как Беларусь, – создать такую систему обеспечения национальной безопасности, которая даже в мирное время могла бы послать потенциальному противнику сигнал, что сюда лучше не лезть», – отметил Гигин.
«Много разговоров о том, почему украинцы к нам не сунулись, хотя в Киеве была бешеная эйфория в августе-сентябре… Сработала наша система обеспечения национальной безопасности. Любой летательный аппарат, пилотируемый или непилотируемый, который незаконно влетает на нашу территорию, уничтожается. Это свидетельствует о высоком состоянии готовности», – добавил политолог.
Укреплению Союзного государства способствуют не только военные поставки, но и идеологическая работа. По словам директора Института истории Национальной академии наук Беларуси Вадима Лакизы, необходимо развивать системную работу по сохранению исторической памяти в Союзном государстве. В Беларуси и России делается много в части научно-исследовательской работы и популяризации сохранения исторической памяти и героической правды, отметил Лакиза. «Только благодаря усилению этой работы можно достичь каких-то результатов. Мы бы хотели развивать эту работу на системной основе с определенным финансированием мероприятий. К примеру, мы уже много лет добиваемся и пытаемся ввести на территории Беларуси летнюю школу к определенным знаковым датам нашей совместной истории 20 века. Вот, например, в марте – 80 лет трагедии Хатыни, почему бы не профинансировать и не организовать мероприятия в рамках Союзного государства и не привезти на многострадальную белорусскую землю тысячи молодых людей?», – сказал он.
На прошедшей неделе завершила ближневосточный и африканский тур президента Беларуси Александра Лукашенко, в ходе которого глава государства посетил ОАЭ и Зимбабве. Государственный визит прокомментировал заместитель председателя комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Республики Беларуси Андрей Русакович. Сенатор подчеркнул, что в последнее время Африка занимает важное место в системе международных отношений. «И здесь дело не только в экономике. Сегодня политика во многом определяет экономику. Здесь очень тесная взаимосвязь. Раньше мы говорили, что политика – это концентрированное выражение экономики. Сейчас акценты смещены. И Африканский континент с 55 странами – это приличные ресурсы и очень солидный рынок, который привлекает внимание всех крупных игроков. Конечно, там давно присутствует Европейский союз. Но колониальное прошлое играет в этом и отрицательную, и положительную роль. В любом случае ЕС и в многостороннем, и в двустороннем форматах очень плотно работает там. Наблюдается и присутствие Соединенных Штатов, особенно последние десятилетия. Китай и Россия также сейчас делают очередной поворот в сторону Африки. При этом РФ пользуется всеми преимуществами, которые имел там Советский Союз, – те же технологии, политические отношения во многом», – пояснил он.
Русакович отметил, что страны Африки представляют собой тот самый «не Запад», а это единые подходы в строительстве новой системы, которую мы называем полицентричной и многополярной. «Кроме того, следует учитывать, что Африка – это примерно четверть голосов в ООН», – резюмировал он.
Интеграционная повестка
Рассуждая об изменении мирового порядка, заведующая сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М Примакова РАН Елена Кузьмина отметила, что Россия с помощью ЕАЭС решает стратегические вопросы в рамках переформатирования мировых торговых потоков. «Зоны свободной торговли способствуют тому, чтобы эти изменения происходили более эффективно. Есть пример работы зоны свободной торговли в Иране. В 2022 году она была временной, но так как показала хорошие результаты, ее работу продлили до 2027 года. В этом году зона должна стать полномасштабной, то есть облегчение торгового режима будет распространяться на большинство товаров. Вторая задача властей – расширение сфер экономического влияния ЕАЭС, которое позволит выстраивать пространство Большого Евразийского партнерства. Выстраивание торговых, производственных и транспортно-логистических связей повысит результаты взаимодействия между странами, регионами и объединениями. Это важно не только для экономического, но и для социально-экономического развития», – уточнила эксперт.
Схожей точки зрения придерживается и исполнительный директор АВИ Вячеслав Сутырин. По его мнению, «мосты с Западом сожжены, но свет не сошелся клином на Западной Европе, тем более что на Востоке – гигантские рынки». «Восточное направление для России теперь стратегическое, но сперва нужно обустроить свой макрорегион, и эта работа ведется в рамках ЕАЭС», – объяснил он. По словам Сутырина, Москва задает соседним странам тренды в развитии общего экономического пространства, тем более что в этом году председательство в ЕАЭС перешло от Киргизии к России. «Модернизация запущена с приоритетами в виде коллективного технологического суверенитета, чтобы не быть уязвимыми перед американскими санкциями. В отличие от времен СССР, страны постсоветской Евразии сохраняют политическую самостоятельность, но экономически сильно связаны с РФ. Поэтому главы правительств обсуждают, что наши страны могут предложить друг другу, какие плюсы от сотрудничества получить прямо сейчас, а впоследствии – и от стран дальнего зарубежья в рамках Большой Евразии», – добавил главред «Евразия. Эксперт».